Скажите, какие наземные транспортные средства в российских владениях Арктики могут использовать военнослужащие при выполнении боевых задач, если существующий там географический ландшафт и природно-климатические особенности, мягко говоря, весьма своеобразны? Судите сами.
Арктическая зона составляет 18% всей территории страны. Преимущественно это вечная мерзлота (она составляет 65% территории России) и арктические пустыни (1/3 от всей территории РФ). В арктическом регионе много водных преград, в том числе озер, быстро превращающихся в болота, которые в тундре занимают 35% площади. Сеть железных и автомобильных дорог слабо развита. Общая картина: снег и ледяные торосы, валуны и камни, рыхлый грунт и болотистая почва, завалы из деревьев и другие естественные препятствия.
Логичный ответ на поставленный выше вопрос – использовать вездеходы. Да, это так. Но при этом не стоит предавать забвению опыт предков, которые в течение многих веков использовали северный вариант гужевого транспорта – оленей и ездовых собак.
Если говорить об оленях, то стоит напомнить, что во время Великой Отечественной войны на службу было «мобилизовано» более 10 тысяч северных «рогатых гвардейцев». Было сформировано несколько оленелыжных батальонов и транспортных бригад. Оленьи упряжки доставили на фронт около 17 тысяч тонн боеприпасов и других грузов, вывезли в тыл 160 самолетов и более 10 тысяч раненых. В тыл врага доставили около 8 тысяч военных и партизан. В честь подвига этих подразделений в 2015 году в Нарьян-Маре на улице Победы возвели даже памятник.
Этим бесценным опытом военных лет решило воспользоваться командование 80-й отдельной мотострелковой бригады (арктической) береговых войск Военно-морского флота России, которая дислоцируется в заполярном поселке Алакуртти и контролирует территорию от Мурманска до Новосибирских островов.
Новый 2020 учебный год для бойцов разведподразделений бригады начался в оленеводческом хозяйстве поселка Ловозеро под Мурманском, где проходили занятия по управлению оленьими и собачьими упряжками. Разведчикам показывали, как снаряжать и расставлять ездовых собак в упряжке, обучили командам, которые подаются собакам при управлении нартами, а также при буксировке лыжников. А еще их обучали строить на 30-градусном морозе традиционные жилища народов Севера.
Интересна и необычна военная судьба сохатого собрата оленя – лося. В 1939 году, накануне начала советско-финской войны, Волосовский специальный питомник № 3, что в Ленинградской области, подготовил и обучил более 1500 боевых лосей. Правда, лосей так и не смогли приучить собираться большими стадами, поэтому о создании огромных лосиных (по образцу конных) армий, о которых мечтал Сталин, пришлось забыть. Но для лосиных боевых групп была выработана особая тактика: они противостояли многочисленным мелким разведывательно-диверсионным группам (РДГ) врага и использовались для заброски за линию фронта советских РДГ, состоявших из 10–15 кавалеристов верхом на лосях и действовавших в режиме свободной охоты в карельских лесах.
Второе незаменимое для условий Крайнего Севера России наземное транспортное средство - ездовые собаки, преимущественно породы хаски.
Впервые их применение в интересах армии началось во время советско-финской войны (1939-1940 гг.). В сражениях на Карельском перешейке и на Кандалакшском направлении широко использовались нартовые собачьи упряжки, особенно в лесисто-болотистой местности, где невозможно было вывозить раненых людей конным транспортом. Опыт их применения во время войны позволил создать в армии ездово-нартовую службу.
С началом Великой Отечественной войны в армию было «призвано» более 68.000 собак. Из них были сформированы 168 частей и подразделений, в том числе 69 особых нартовых взводов, действовавших на разных фронтах Великой Отечественной войны.
Около 15 тысяч упряжек ездовых и санитарных собак в неимоверно трудных условиях - зимой на нартах, а летом на специальных тележках, под огнем и разрывами снарядов - вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых бойцов и подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов. Заметим, что в годы войны санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза, а героические собаки довольствовались миской похлебки, похвалой и лаской своего армейского хозяина.
Военный опыт четвероногих вездеходов востребован и сегодня. В сентябре 2013 года в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (ДВОКУ) впервые был объявлен набор на спецкурс по управлению ездовыми собаками. Этот курс стал обязательной частью новой учебной программы подготовки командиров арктических войск. Кстати, ДВОКУ - это единственное учебное заведение в стране, в котором готовят специалистов для войск арктического базирования.
Курс подготовки включает теоретические и практические занятия с ездовыми собаками. Курсанты в течение месяца обучаются правилам ухода за животными, изучают устройство ездовых нарт, способы составления собачьих упряжек, а также учатся управлять санными повозками под руководством опытных каюров.
Конечно, олени и ездовые собаки – это все-таки подсобный экзотический вид северного транспорта. А если говорить о штатных армейских средствах, то следует упомянуть линейку современных вездеходов для Арктики, предложенную российскими разработчиками и производителями.
Прежде всего, это названный в честь лучшей породы ездовых собак вездеход «Хаски» с колёсной формулой 6 × 6. По мнению специалистов, это одна из лучших в мире амфибийных машин с дюралюминиевым каркасно-панельным кузовом, который в условиях Арктики обладает лучшей ремонтопригодностью.
У «Хаски» в два раза (50 мм) больше по сравнению с другими арктическими моделями толщина стенки кузова, что позволяет хорошо утеплить машину. Вездеход, имеющий общий запас топлива порядка 370 литров, может взять на борт 14 человек и перевозить до 2 т груза.
В ряду предложенной линейки можно назвать лёгкий гусеничный вездеход «Хорт» и гибридный колёсный автомобиль «Русак». Напомним, что в Арктике действуют жёсткие экологические стандарты, которые касаются не только качества топлива, уровня выброса вредных веществ, но и необходимости сохранения растительного покрова. Например, на гусенице в летний период ездить нельзя. И даже колёсный вездеход должен быть изготовлен таким образом, чтобы не навредить полярной флоре. Но в конкуренции колес и гусениц найден компромисс.
К примеру, плавающая транспортная гусеничная машина ТМ-140А. Она имеет специально просчитанную конструкцию гусениц, использующих стальные и резиновые ленты. За счет увеличенной ширины гусениц давление вездехода на грунт оказывается минимальным: около 200 граммов на квадратный сантиметр.
Для сравнения: давление на снег стопы человека - в два раза больше, а легковой автомобиль давит с силой почти килограмм на квадратный сантиметр.
Вездеход ТМ-140А отличают не только улучшенная проходимость, но и комфорт для экипажа. Его кабина - это отдельный теплошумоизолированный модуль, установленный на резиновых амортизаторах. В нем есть не только традиционная «печка», но и кондиционер, а также 4 спальных места.
Большой ход подвески и энергоемкие амортизаторы обеспечивают плавность хода даже при высокой скорости движения (45 км/час). Мощность двигателя - 250 «лошадей», запас хода - до 800 км, грузоподъемность - порядка 4 т причем с сохранением плавучести.
Конечно, по комфорту и оснащению оленям и ездовым собакам трудно конкурировать с современными вездеходами. Но у каждого северного транспорта есть свои преимущества, умело использовать которые поможет профессионализм защитников Арктики.
Афанасий Тарасевич, военный эксперт