18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
На какой вопрос нельзя ответить "нет"?
Подробнее...

Россия возвращается в Арктику

00:00 13.04.2020 16+
4041

Сергей Семин, военный обозреватель

В последние годы значительно усилилось противостояние в Арктике. Причин для этого несколько. Основная - неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Причем интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

На фоне столкновения геополитических интересов, немаловажным является факт концентрации вооруженных сил иностранных государств вокруг Арктики. Становится очевидной необходимость наращивания военной мощи Российской Федерации в данном регионе.

Учитывая значение Арктики и ее потенциальные возможности, руководство России пошло по пути комплексного подхода к освоению и модернизации региона.

Прежде всего, начали совершенствовать правовую базу. Изданы соответствующие указы и распоряжения. Их много. В частности, по указанию Президента РФ правительством утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Согласно документу, срок реализации госпрограммы 2025 год. Ее цель – повысить уровень социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Многогранность богатств северной кладовой России предполагает несколько взаимосвязанных направлений их освоения. Начнем с главного. Пункт первый - ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). В частности, к 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Главная задача - сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией. Здесь нет никаких сомнений.

Важное направление развития СМП связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Это напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добычи минеральных ресурсов. Их география - Варандей, Ямал, Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск. В общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 – руд и угля.

Чтобы реализовать эти и другие проекты, нужен флот. Это второй важный пункт в освоении СМП.  Ни у одной страны мира нет такого атомного ледокольного флота, как у нас. Разработаны планы дальнейшего развития мощного ледокольного флота нового поколения. В настоящее время он представлен 38 морскими судами, из которых 7 – атомные.

С такой мощью РФ стала основным оператором транспортных путей в Арктике. СМП вряд ли когда-нибудь заменит Суэцкий канал, но может взять на себя около 20% морского судоходства Европа - Азия, особенно с учетом российских проектов по добыче в Арктике нефти и газа.

Развитию ледокольного флота Россия и в дальнейшем будет уделять самое пристальное внимание. В конце октября текущего года на "Адмиралтейских верфях", расположенных в Санкт-Петербурге, спущено на воду универсальное судно ледового класса "Иван Папанин" проекта 23550. Нареченный в честь советского исследователя Арктики, адмирала, дважды героя Советского Союза Ивана Папанина, ледокол будет обеспечивать деятельность группировки российского флота в Арктике.

«Иван Папанин» способен проводить корабли во льдах или буксировать судна, перевозить грузы, выполнять исследовательские и спасательные функции в районе архипелага Новая Земля, Новосибирских островов и в других акваториях. Его многофункциональность позволит вносить весомый вклад в возрождение российской инфраструктуры в Арктике.

Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-мм пушкой АК-190, которая сможет пробивать свыше полутора метров льда. Второй ледокол этого класса, получивший название «Николай Зубов», заложен год назад. В соответствии с долгосрочной стратегией развития к 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, девять из которых будут атомными.

Другой важной задачей в развитии Арктического региона является восстановление и совершенствование военной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны с Севера. На этом целесообразно остановиться более подробно.

Для парирования возможных угроз безопасности России Президентом и Правительством РФ принято решение о восстановлении военной инфраструктуры в Арктической зоне. Этот регион охватывает архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, а также материковую часть от Кольского полуострова до Чукотки. По данным министерства обороны России, в 2017 году завершено строительство более 100 военных объектов в Арктике. Именно они составят основу инфраструктуры военного ведомства в этом регионе.

Практически закончено обустройство шести военных баз на арктических островах и материковой заполярной части страны. Завершены и обустроены 437 объектов для размещения формируемых воинских частей в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на островах Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), Котельный (Новосибирские острова), Врангеля и на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ).

В Арктическом регионе размещены новейшие системы слежения за пусками ракет и военная база ПВО. Построены или реконструированы первоочередные объекты инфраструктуры - аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений, - а также административно-жилищные комплексы, включающие военные городки замкнутого цикла. Фактически министерство обороны России выполнило задачи, поставленные Верховным главнокомандующим: завершить возведение основных инфраструктурных объектов и иметь в этом году в Арктической зоне самодостаточные мобильные группировки войск. Сегодня россияне не просто вернулись в Арктику, а «поселились заново и крепко».

 

 

 

Оставить сообщение
Последние новости
2024-04-12
18+
О проведении обучающего вебинара в области обращения с отходами I и II классов опасности
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) сообщает, что 24 апреля 2024 г. в 15 ч. 30 мин. по якутскому времени федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный экологический оператор (ФГУП
534
2024-04-11
18+
Первое историческое выездное заседание Коллегии министерства сельского хозяйства на территории Арктики.
5 апреля в Батагае, в актовом зале Батагайской средней общеобразовательной школы состоялась работа выездного заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия). Заседание Коллегии
596
2024-04-10
18+
Проводы добровольца на СВО
Верхоянские добровольцы продолжают по зову сердца идти служить в интересах Родины на зону проведения специальной военной операции. 10 апреля глава района В. М. Иванов провел встречу с уезжающим на несение службы в зону СВО жителем п. Батагай
550
2024-04-09
18+
Информация о проведенном заседании межведомственной рабочей группы по повышению финансовой доступности на территории Республики Саха (Якутия)
06.02.2024 состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по повышению финансовой доступности на территории Республики Саха (Якутия). Членами межведомственной рабочей группы являются: Правительство Республики Саха (Якутия),
350
2024-04-07
18+
Поздравление главы Владислава Иванова с Днем геолога
Поздравляю с Днём геологов ветеранов геологической службы Верхоянья и всех сегодня занятых на этом направлении специалистов геологов, горно-промышленные компании и предприятия на территории Верхоянья. День геолога одновременно и значимый
391
2024-04-05
18+
C Днем охотника Республики Саха (Якутия)
Поздравляю с Днем охотника Республики Саха (Якутия) всех любителей и профессионалов охоты Верхоянья ! Охота испокон веков была и является традиционным видом таежного промысла и хозяйственной деятельности нашего народа. В прошлые века пушной
497